Формирование основной профессиональной образовательной программы СПО происходит на основе соблюдения следующих правил:
1. Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту СПО и постоянное обновление программы
2. Модульное построение программы
3. Синхронизация изучения теории и практики
4. Командный и итерационный характер разработки ОПОП
Правило 1. Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту СПО и постоянное обновление программы
Разработку ОПОП целесообразно начинать с анализа требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по соответствующей профессии / специальности среднего профессионального образования (СПО), который включает в себя требования:
1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.
Системообразующим компонентом ФГОС СПО являются характеристика профессиональной деятельности выпускников (раздел IV ФГОС СПО) и требования к результатам освоения программы (раздел V ФГОС СПО). В них зафиксированы итоги последовательного анализа профессиональной деятельности в рамках той или иной профессии/специальности: от области, объекта, видов деятельности до компетенций.
Характеристика профессиональной деятельности выпускников во ФГОС включает описание области, объектов и видов деятельности. В разделе V «Требования к результатам освоения программы….» приведен список общих компетенций, определяющий требования общепрофессионального характера. Для программ подготовки квалифицированных рабочих служащих и программ подготовки специалистов среднего звена представлены разные наборы общих компетенций, подчеркивающие различия в требованиях, прежде всего, относительно степени ответственности, самостоятельности, необходимых в профессиональной деятельности, а также в коммуникативных, когнитивных, управленческих требованиях и т.п. В разделе V также указаны виды деятельности и профессиональные компетенции их составляющие. Это деление является основой для модульного построения образовательной программы — каждый вид деятельности и составляющие его профессиональные компетенции соответствуют конкретному профессиональному модулю ОПОП.
Структура ОПОП по подготовке квалифицированных рабочих, служащих состоит из общепрофессионального, профессионального учебных циклов и разделов: физическая культура; учебная практика; производственная практика; промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация.
В общепрофессиональный учебный цикл входят общепрофессиональные дисциплины, в профессиональный – профессиональные модули.
Структура ОПОП по подготовке специалистов среднего звена включает общий гуманитарный и социально-экономический; математический и общий естественнонаучный учебные циклы, которые состоят из соответствующих учебных дисциплин. В общий гуманитарный и социально-экономический цикл входит учебная дисциплина «физическая культура». Также в ОПОП входит профессиональный учебный цикл, который составляют общепрофессиональные дисциплины и профессиональные модули.
В структуру программы входят разделы:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Разделы VII и VIII ФГОС СПО содержат общие минимальные требования к условиям реализации программы и проведению процедур контроля и оценки ее результатов.
ФГОС СПО обеспечивают реализацию модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании. В стандартах заложена идеология формирования содержания образования «от результата».
Стандарт задает общие рамочные требования к результатам освоения образовательной программы, общие цели организации образовательного процесса, программа – конкретное содержание в конкретный период времени. Программа должна ежегодно обновляться, образовательные организации должны постоянно изучать меняющиеся требования рынка труда и потребителей образовательных услуг (обучающихся) и вносить соответствующие изменения.
Правило 2. Модульное построение программы
Главной и новой единицей структуры основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями стандартов стал профессиональный модуль. Как уже отмечалось, описание требований к результатам освоения программы через виды деятельности и составляющие их профессиональные компетенции задает основу структуры образовательной программы в разделе VI ФГОС СПО, где каждому виду деятельности и составляющим его профессиональным компетенциям соответствует профессиональный модуль. Названия видов деятельности и модулей совпадают. Овладение каждым из видов деятельности осуществляется при изучении профессионального модуля.
В перспективе профессиональный модуль может представлять собой самостоятельную программу с обязательной процедурой сертификации.
Модульное построение образовательного процесса имеет определенные преимущества, среди которых:
— возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований к работнику вследствие изменений в технологиях и организации труда;
— возможность индивидуализации обучения для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей (и перехода к системе зачетных единиц в обучении);
— возможность применения одних и тех же модулей в качестве элементов сразу нескольких учебных программ.
Следует подчеркнуть, что модульное структурирование содержания образования в ФГОС СПО предусмотрено только для профессионального цикла образовательной программы, в той его части, которая непосредственно выводит на освоение видов деятельности. Для общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, математического и общего естественнонаучного учебного цикла, а также для общепрофессиональных дисциплин сохранено дисциплинарное структурирование.
Правило 3. Синхронизация изучения теории и практики.
Профессиональные модули (ПМ) состоят из междисциплинарных курсов (МДК), включающих теоретическую и практическую подготовку, и обязательной учебной и / или производственной практики (практики по профилю специальности). Это позволяет построить образовательный процесс так, что изучаемая в рамках МДК информация сразу же будет применяться на практике. Более того, при освоении ПМ потребность в информации у студентов может возникать в ответ на проблемы, с которыми они сталкиваются на практике. Такое обучение работает на развитие учебной мотивации обучающегося (он ясно представляет себе назначение каждого элемента содержания обучения и их взаимосвязь), создает условия для формирования готовности применять полученные умения и знания для успешного решения профессиональных задач, т.е. овладения общими и профессиональными компетенциями
В связи с этим следует отметить, что особенность ОПОП СПО, составленных на основе модульно-компетентностного подхода, состоит не в дополнении программ предыдущего поколения новыми дидактическими единицами практикоориентированного характера, а в переносе дидактических единиц, непосредственно необходимых для освоения того или иного вида профессиональной деятельности, в ПМ. Таким образом обеспечивается синхронизация теоретического и практического обучения, овладение профессиональными компетенциями как целостным набором действий, умений и знаний, освоение каждого из предписанных видов профессиональной деятельности. При этом возникает возможность независимой оценки по каждому модулю. Процедура оценивания предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции.
Теоретическая часть профессионального модуля носит междисциплинарный характер. Междисциплинарность обеспечивается интеграцией теоретических сведений разных дисциплин, предметных областей, необходимых для решения профессиональных задач.
Правило 4. Командный и итерационный характер разработки ОПОП
Из вышеприведенных правил вытекает правило командной разработки ОПОП. Оно подразумевает согласованность действий всего педагогического коллектива образовательной организации, а также ее тесное взаимодействие с социальными партнерами, представителями работодателей. Разработка в обязательном порядке должна осуществляться командой, включающей специалистов-разработчиков рабочих материалов по всем профессиональным модулям (ПМ) и учебным дисциплинам (УД), а также общеобразовательным предметам (при подготовке на базе основного общего образования). Все материалы должны пройти экспертизу и быть согласованы с представителями образовательного сообщества (самой образовательной организации, других образовательных организаций), а рабочие программы профессиональных модулей и средства оценки получаемой квалификации также и с представителями работодателей.
Разработка ОПОП и ее элементов имеет итеративный характер: после прохождения каждого этапа при необходимости можно корректировать материалы, полученные на предыдущих этапах.
Можно выделить следующие этапы разработки:
1 этап: определение общих характеристик программы, обеспечивающих ее соответствие ФГОС и ее специфики с учетом потребностей рынка труда, работодателей и возможностей образовательной организации
2 этап: разработка чернового варианта учебного плана, в т.ч. распределение времени, отведенного на освоение вариативной части ОПОП, и чернового варианта календарного учебного графика
3 этап: разработка рабочих программ ПМ, при необходимости коррекция учебного плана
4 этап: разработка рабочих программ УД, при необходимости коррекция учебного плана
Третий и четвертый этапы могут осуществляться одновременно. При этом необходимо обеспечить координацию (согласованность) разработки программ ПМ и сопряженных с ними ОПД. Комментарии относительно этих этапов будут даны соответственно в разделе 3 «Разработка программы профессионального модуля» и разделе 4 «Основные правила разработки программы учебной дисциплины» данных рекомендаций.
Существует также 5 этап — разработка оценочных и методических материалов, который является предметом описания в отдельных методических рекомендациях.