В 2022 году проведено анкетирование с целью изучения уровня удовлетворенности работодателями условиями и организацией образовательной деятельности в АНО ПОО «КЭП» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. В анкетировании приняло участие 14 представителей работодателей:
- МАДОУ д/с № 1
- МАДОУ д/с № 6
- МАДОУ д/с № 12
- МАДОУ ЦРР д/с № 31
- МАДОУ д/с № 48
- МАДОУ ЦРР д/с № 50
- МАДОУ д/с № 51
- МАДОУ д/с № 56
- МАДОУ д/с № 57
- МАДОУ д/с № 59
- МАДОУ д/с № 64
- МАДОУ д/с № 99
- МАДОУ ЦРР д/с № 131
- МАОУ СОШ № 28
Рассматривая уровень теоретической подготовки, можно отметить, что удовлетворенность работодателей профессиональными знаниями по полученной специальности выпускников АНО ПОО «КЭП» соответствует хорошему уровню подготовки.
Очень важным показателем уровня подготовки специалиста является уровень его практической подготовки, т.к. современные работодатели пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетентности. Знания, умения и навыки теперь рассматриваются в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при производстве продукции и предоставлении услуг. По результатам опроса следует отметить тот факт, что работодатели в целом продемонстрировали средний уровень удовлетворенности по данному критерию оценки подготовки наших выпускников: половина респондентов оценили уровень профессиональных умений по полученной специальности как посредственный. Следует обратить внимание, что хороший и отличный уровень отметили работодатели в совокупности.
Профессионализм современного специалиста предполагает наличие определенных функциональных навыков — универсальных навыков, необходимых любому работнику: планирование своей деятельности, быстрое принятие решений, работа в команде и пр. В целом, работодатели достаточно высоко оценивают эти профессиональные компетенции наших выпускников отметили хороший и отличный уровень подготовки.
Особую роль в наше время приобретают так называемые социальные компетенции и личностные качества работника (способность к самостоятельности в решении поставленных задач, саморазвитие, способность к научной, аналитической, творческой работе, рационализации, изобретательности, коммуникабельность, инициативность, гибкость и пр.). Оценивая данный индикатор, работодатели демонстрируют высокий уровень удовлетворенности: признают хороший и отличный уровень подготовки выпускников АНО ПОО «КЭП».
Так же выяснялись аспекты взаимодействия организаций (предприятий) с АНО ПОО «КЭП». Эта проблема является на данный момент весьма актуальной в связи с новыми подходами в СПО. Работодатели все более активно начинают привлекаться в образовательный процесс. Это — необходимый аккредитационный показатель СПО.
Внушает оптимизм, что работодатели заинтересованы в возможности влиять на подготовку выпускников в АНО ПОО «КЭП»; готовы предоставлять или уже предоставляют свою производственную базу для учебного процесса, организации практик студентов; стали активнее участвовать в различных комиссиях, советах колледжа.
Выявился рейтинг самых проблемных аспектов деятельности АНО ПОО «КЭП», требующих совершенствования в ближайшем будущем:
- Содержание учебных планов и программ, их приближение к требованиям работодателей.
- Учет конъюнктуры рынка труда и формирование востребованных профилей подготовки.
- Мотивация студентов к учебе, получению дополнительных профессиональных знаний.
- Развитие учебно-материальной базы, насыщение ее современным оборудованием.
- Большая ориентация студентов на квалификационные требования работодателей.
По мнению работодателей, чтобы изменить ситуацию, повысить уровень профессионализма выпускников, развивать у студентов интерес к исследованиям, навыки инновационной деятельности, необходимо:
1. Дипломное проектирование вести с ориентацией на конкретную организацию.
2. Дать возможность студентам поработать (в ходе обучения) в организациях инновационной сферы.
3. Создать/активизировать работу малых инновационных предприятий.
Результаты опроса показали, что самой распространенной формой взаимодействия работодателей с АНО ПОО «КЭП» являются договоры о прохождении практической подготовки студентами, также используются соглашения о сотрудничестве, частьреспондентов участвуют в работе итоговой государственной аттестации, проводят совместные исследования и разработки.
На вопрос о специальных программах взаимодействия с АНО ПОО «КЭП» преимущественная часть респондентов отметили, что таких программ не имеют. Следовательно, колледжу необходимо в большей степени ориентироваться на организацию связей с предприятиями и организациями, заключение с ними договоров о сотрудничестве в определенных направлениях.
В целом, условиями и организацией образовательной деятельности удовлетворены 85,7% опрошенных. Мониторинг позволил определить достаточно высокий уровень удовлетворенности работодателей условиями и организацией образовательной деятельности и результативности протекания образовательного процесса в АНО ПОО «КЭП».